Централизованный экзамен. Биология: полный сборник тестов, 2024 год. Вариант 2.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 2:00:00 |
Укажите, какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке:
Вегетативное размножение покрытосеменных растений может осуществляться:
Минимальное количество особей, способных обеспечить длительное существование популяции, — это:
Агроэкосистемой является:
В качестве примера первичной экологической сукцессии можно рассмотреть сукцессию, которая начинается на (в):
Флора Гродненской области входит в состав:
Индуцированный мутагенез — это:
Согласно эволюционной теории Ч. Дарвина:
Укажите ароморфоз:
На рисунке схематически изображено соцветие:
Укажите двулетнее травянистое растение:
На схеме строения инфузории туфельки цифрой 1 обозначена(-ен; -о):
У взрослой лягушки озерной:
Альвеолами в дыхательной системе человека заканчивается(-ются):
О дефиците какого жирорастворимого витамина свидетельствует развитие рахита у ребенка?
У человека, имеющего резус-отрицательную кровь А (II) группы:
На лугу, в растительном сообществе которого было определено соотношение экологических групп растений по отношению к влаге, начали появляться зоны постоянного подтопления. Используя модели 1–3, спрогнозируйте, в какой последовательности будут сменяться сообщества на данной территории.
Экологическая группа | Модель изученного сообщества | Модель | ||
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||
Гигрофиты | ||||
Мезофиты | ||||
Ксерофиты |
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 132.
Ответ:
Прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых приведены сведения, относящиеся к физиологическому критерию вида Красотел пахучий:
(1) Красотел пахучий — крупный, ярко окрашенный жук длиной 22–33 мм. (2) Надкрылья широкие, золотисто-зеленые с медно-красным отливом. (3) Он обитает в широколиственных лесах, реже в хвойных лесах, садах и парках. (4) Красотел#8239; — дневной хищник, жуки и их личинки уничтожают гусениц и куколок бабочек. (5) Самка весной или в начале лета откладывает около сотни яиц. (6) Развитие личинок и куколок длится около двух месяцев.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 132.
Ответ:
Укажите правильно составленные пары, включающие химический элемент и его биологическую роль в живом организме:
1) магний — входит в состав хлорофилла;
2) фосфор — регулирует ритм сердечной деятельности;
3) цинк — является основой строения белка миоглобина;
4) сера — участвует в формировании третичной структуры белков;
5) кислород — обеспечивает окислительные процессы с выделением энергии.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 132.
Ответ:
Установите соответствие:
Структура клетки | Основная функция |
---|---|
A) ядрышко Б) гликокаликс B) лейкопласты Г) клеточный центр | 1) синтез АТФ 2) образование лизосом 3) запасание питательных веществ 4) узнавание клеткой других клеток 5) образование субъединиц рибосом 6) участие в образовании веретена деления клетки |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2ВЗГ4.
Ответ:
Укажите верные утверждения:
1) при амитозе ядро делится надвое перетяжкой;
2) споры у папоротников образуются путем мейоза;
3) кроссинговер гомологичных хромосом осуществляется в метафазе митоза;
4) репликация молекулы ДНК происходит во время поздней анафазы мейоза II;
5) во время поздней профазы митоза нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 132.
Ответ:
Укажите признаки, характерные для процесса фотосинтеза в клетках растений:
1) темновая фаза протекает в строме хлоропластов;
2) фотосистема I содержит ферментный комплекс для фотолиза воды;
3) реакционный центр фотосистемы представлен протонами водорода;
4) продуктами световой фазы являются АТФ, атомы водорода и кислород;
5) в световой фазе происходит превращение энергии макроэргических связей АТФ в энергию химических связей глюкозы.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Ответ:
Для каждого метода изучения наследственности и изменчивости человека подберите соответствующее описание:
Метод(-ы) | Описание |
---|---|
A) биохимические Б) цитогенетический B) дерматоглифический |
1) изучение строения дифференциально окрашенных хромосом 2) выявление наследственных заболеваний по специфическим метаболитам в крови 3) определение закономерности передачи признака путем построения и изучения родословной 4) выявление некоторых наследственных заболеваний по кожным узорам на пальцах и ладонях |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2ВЗ.
Ответ:
На схеме изображена пищевая сеть, состоящая из пастбищных цепей (виды живых организмов обозначены буквами, стрелки указывают направление перехода энергии между различными видами). Определите суммарное количество видов, которые составляют третий трофический уровень в какой-либо из цепей данной пищевой сети.
Ответ запишите цифрой, единицы измерения не указывайте. Например: 5.
Ответ:
Вспомните, какой из способов осуществления эволюционного процесса привел к образованию пары органов мясистый стебель кактуса и донце луковицы лилии, и укажите те пары органов (структур), формирование которых осуществлялось таким же способом:
1) семянка одуванчика и боб фасоли;
2) крылья журавля и крылья стрекозы;
3) усик гороха и вьющийся стебель вьюнка;
4) колючка барбариса и колючка боярышника;
5) корни-присоски омелы и корневые шишки чистяка;
6) ядовитые железы гадюки и слюнные железы собаки.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.
Ответ:
Для каждого примера мутационных изменений (A–В) укажите вид мутации:
Структура хромосом | Вид мутации | |||
---|---|---|---|---|
до мутации | после мутации | |||
А | Б | В | ||
1) трисомия 2) тетрасомия 3) триплоидия 4) нуллисомия 5) тетраплоидия |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б2ВЗ.
Ответ:
Укажите утверждения, верные в отношении эмбрионального развития животных:
1) млекопитающие относятся к группе первичноротых анамний;
2) гастроцель — полость внутри однослойного многоклеточного зародыша, заполненная жидкостью;
3) у позвоночных животных щитовидная железа, органы чувств и легкие развиваются из мезодермы;
4) у позвоночных животных эпидермис кожи с железами и производными структурами образуется из эктодермы;
5) процесс гаструляции у ланцетника осуществляется путем впячивания части бластодермы внутрь полости бластулы.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Ответ:
Участок нетранскрибируемой цепи молекулы ДНК имеет следующую нуклеотидную последовательность:
ГАТЦТАААТ.
На матрице комплементарной цепи молекулы ДНК был синтезирован трипептид. Определите в нем последовательность аминокислот, если глутаминовой кислоте (ГЛУ) в мРНК соответствуют кодоны ГАА, ГАГ; пролину (ПРО) — кодоны ЦЦА, ЦЦУ; аспарагиновой кислоте (АСП) — кодоны ГАУ, ГАЦ; гистидину (ГИС) — кодоны ЦАУ, ЦАЦ; лейцину (ЛЕЙ) — кодоны УУА, ЦУА; аспарагину (АСН) — кодоны ААУ, ААЦ.
Ответ запишите, используя сокращенные названия аминокислот (приведены в скобках) и соблюдая полученную последовательность. Например: ЛИЗ-ГЛУ-АСН.
Ответ:
У лисиц ген окраски шерсти расположен в аутосоме. Платиновая окраска доминирует над черно-бурой, при этом гомозиготные платиновые зародыши гибнут на ранней стадии развития. Ген, определяющий форму ушных раковин, сцеплен с Х-хромосомой. Заостренные уши доминируют над округлыми. При скрещивании платиновых лисиц с заостренными ушами между собой в их потомстве появился черно-бурый самец с округлыми ушами. Определите вероятность (%) рождения у этой пары среди самок платиновых особей с заостренными ушами, учитывая, что женский пол является гомогаметным и расщепление соответствует теоретически ожидаемому.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Ответ:
Укажите верные утверждения:
1) ксантория имеет золотисто-желтый кустистый одноклеточный таллом;
2) грибы, так же как и растения, растут в течение всей жизни;
3) белый гриб — это съедобный для человека пластинчатый шляпочный гриб;
4) рыжик и трутовик — это грибы-паразиты, вызывающие заболевания растений;
5) тело шляпочных грибов представляет собой мицелий, который состоит из гиф.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Ответ:
Сравните щитовник мужской и сфагнум болотный и укажите отличительные признаки щитовника:
1) формируется сухой многосемянный плод;
2) для оплодотворения необходимо наличие воды;
3) в стебле и листьях имеются мертвые водоносные клетки;
4) спорангии располагаются на нижней стороне вайи;
5) из споры развивается зеленая сердцевидная пластинка, которая прикрепляется к субстрату ризоидами.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Ответ:
Укажите верные утверждения, касающиеся корня покрытосеменных растений:
1) корнеплоды образуются у редиса и свеклы;
2) корень растет в длину за счет деления клеток корневого чехлика и луба;
3) основные функции корня — синтез органических веществ и транспирация;
4) вода, поглощенная корневыми волосками, продвигается по коре корня и поступает в сосуды древесины;
5) корни, которые развиваются на главном и боковых корнях, обеспечивая их ветвление, называются придаточными.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Ответ:
Определите систематическое положение овода бычьего, расположив по порядку, начиная с самого низкого в иерархии таксона, пять подходящих элементов из приведенных:
1) род Овод;
2) класс Насекомые;
3) отряд Двукрылые;
4) царство Животные;
5) тип Членистоногие;
6) отряд Чешуекрылые;
7) класс Паукообразные;
8) порядок Жесткокрылые.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41525.
Ответ:
Прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых допущены биологические ошибки:
(1) Беззубка обыкновенная — это двустворчатый моллюск, обитающий на дне пресных водоемов.
(2) Сегментированное тело беззубки разделено на отделы: голову, туловище и ногу. (3) По бокам головы у нее расположены жабры, которые осуществляют не только дыхание, но и фильтрационное питание. (4) Туловище расположено в спинной части раковины, а нога имеет вид мускулистого, направленного вперед клина. (5) В нервной системе у беззубки имеются несколько пар ганглиев. (6) Органы чувств, по сравнению с брюхоногими и головоногими моллюсками, у нее развиты слабо.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Ответ:
Рисунки 1–2 схематически отражают общий план строения головного мозга животных двух классов. Каждый признак, характерный для большинства представителей своего класса, соотнесите с соответствующим рисунком:
Признак | Строение головного мозга: | |
---|---|---|
1 | 2 | |
A) ключицы срастаются и образуют вилочку Б) яйцеводы открываются в мышечный орган — матку B) потовые железы обеспечивают охлаждение организма Г) пищеварительная система заканчивается анальным отверстием Д) в состав задней конечности входят бедро, голень, цевка и пальцы
|
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В2Г2Д2.
Ответ:
Установите соответствие между железами человека и их характерными признаками:
Железа | Характерный признак |
---|---|
A) надпочечник Б) щитовидная железа B) поджелудочная железа | 1) состоит из двух долей, соединенных между собой перешейком 2) вырабатывает гормон, избыток которого в детском возрасте приводит к гигантизму 3) клетки, которые вырабатывают инсулин и глюкагон, образуют скопления — островки 4) недостаточная продукция одного из ее гормонов является причиной несахарного диабета 5) в ее корковом веществе вырабатываются альдостерон, кортизол, а также мужские и женские половые гормоны |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2ВЗ.
Ответ:
Укажите утверждения, верные в отношении организма человека:
1) структурно-функциональной единицей почки является нефрон;
2) благодаря наличию рецепторов кожа обладает высокой чувствительностью;
3) в процессе образования мочи сначала происходит фильтрация, затем — реабсорбция;
4) по мочеточникам вторичная моча поступает в почечную лоханку, а затем — в мочевой пузырь;
5) корень волоса синтезирует кожное сало, которое по стержню волоса выделяется на поверхность кожи.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.
Ответ:
Человек непроизвольно поворачивает голову в сторону источника громкого резкого звука. Составьте последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге данного рефлекса, выбрав пять подходящих элементов из приведенных:
1) мышцы шеи;
2) рецепторы внутреннего уха;
3) таксон двигательного нейрона;
4) тело чувствительного нейрона;
5) нервный центр в среднем мозге;
6) рецепторы барабанной перепонки;
7) слуховая сенсорная зона коры больших полушарий головного мозга.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ: